SPEEDWAY24
Вівторок, 23.07.2019, 14:22
Меню сайту
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Головна » Файли » Історія спідвею

СЕРГЕЙ ТАРАБАНЬКО
08.02.2016, 19:32

   Сергей Тарабанько появился на свет 25 августа 1949 года. Конечно, тогда еще никто не знал, что в будущем этот человек семь раз выиграет чемпионат мира по ледовому спидвею. Сам Сергей Александрович о своем выборе вида спорта говорит так:

  - Я человек спортивный, даже свои первые шаги в жизни сделал на футбольном поле. Родители меня посадили на газон, а сами отошли в сторонку, а я встал и пошел. Ходил потом в футбольную секцию, однако был середнячком и до уровня мастера кожаного мяча так и не дорос.

   До 14 лет я жил в Ангарске, что в Иркутской области, на краю города, рядом с речкой, на опушке леса. После школы часто надевал лыжи и спокойно мог пройти километров пятнадцать, поэтому меня постоянно отправляли на лыжные соревнования – выступать за школу. Бывало, сестру свою младшую брал с собой на санках, разгребали снег, устраивали в лесу костер, жарили хлеб...

   Но все же технические виды спорта мне были ближе. Сперва у меня был велосипед, потом другой, уже с моторчиком. Но этого мне показалась мало, и буквально по звуку выхлопа нашел секцию ДОСААФ по мотоспорту и начал туда ходить регулярно.

   Сначала был «мальчиком на побегушках», а когда мне исполнилось 14 лет, дали прокатиться на кроссовой трассе. Наверное, именно в тот момент я понял, что когда я на мотоцикле, душа поет и ничего интереснее в жизни не бывает. И с этого момента началось... Нас было четыре друга и один мотоцикл М1М, собранный фактически своими руками. Один из нас ехал до самой трассы, а это около 10 километров, а там уже тренировались, правда, железный друг имел свойство часто ломаться, и обратно в гараж мы обычно катили его уже «на руках».

   В 16 лет я сдал на права и получил кроссовый мотоцикл получше – с двигателем 125 «кубиков». С этого момента стал участвовать в соревнованиях. В течение двух лет стал чемпионом области по мотокроссу среди юношей, ездил на зональный чемпионат России. А в 1968 году в возрасте 18 лет хоть меня и призвали в армию, но с мотоциклом я уже расставаться не собирался. Можно сказать: родился с бензином в крови!..

АРМЕЙСКИЕ ГОДЫ И «МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ»

   Первым серьезным тренером Сергея был Эдуард Казимирович Маркевич, который заложил основы работы с мотоциклом: заставлял перебирать каждый болтик, учил не бояться скорости. Увы, сотрудничество продолжалось недолго – Эдуард Казимирович трагически погиб…

   В армии первые полгода Тарабанько провел в танковом полку, так что ему довелось поездить и на этой боевой машине. А потом его откомандировали в Спортивный клуб армии Читы. Там Сергею выдали первый новый мотоцикл «Ковровец», на котором он выступал на первенстве Вооруженных сил в Кировограде. К великому сожалению, мотоцикл сломался, зато Тарабанько удалось собственными глазами увидеть весь цвет мотоспорта Советского Союза.

   В 1970 году Сергей выступал на чемпионате СССР в классе 350 см3. Тогда они вместе с тренером Олегом Павловичем Яровым впервые опробовали новое заднее колесо – вместо 19 дюймов поставили 21 дюйм. За ночь перед стартом умудрились заспицевать диск, просверлить в шине сто сорок отверстий и установить столько же стальных шипов. Утром некоторые специалисты утверждали, что, дескать, «машина стоять не будет». Жизнь показала, что машина не только стояла, но и привезла Сергея Тарабанько на пьедестал почета чемпионата СССР. А вот по возвращении в часть Сергея поздравили и назначили в наряд на кухню. Такова суровая правда службы в спортроте Советской Армии. Эту пилюлю подсластило полученное звание мастера спорта СССР по спидвею на льду.

   В том же 1970 году Тарабанько, не найдя для себя вариантов продолжать заниматься мотогонками в другом месте, остался на сверхсрочную службу. Два года служил прапорщиком в Чите. За это время пересел на мотоцикл с двигателем 500 см3. И тогда же поступил на спортфак заочного отделения читинского Государственного Педагогического Университета, который закончил в 1975 году.

  - Уже на второй год участия я стал призером чемпионата России, а спустя неделю проходил полуфинал чемпионата Советского Союза. Почти три недели в это время я жил в Новосибирске, познакомился с Владимиром Пазниковым, членом сборной команды СССР, призером чемпионатов мира. Мы были одногодки и как-то быстро сошлись, и он предложил мне остаться. Наш тренер Олег Павлович Яровой, будучи в звании лейтенанта, фактически приказал мне с 9 утра до 18 вечера быть в мотокоманде. И это мне очень помогло – я смог очень качественно технически готовить мотоцикл. Когда в мае у меня закончился срок сверхсрочной службы, я перевелся в Новосибирск, где в тот момент было пять членов команды сборной России. И один из них – Валерий Федорович Хайкин – в дальнейшем стал моим тренером.

   О Валерии Федоровиче хочу сказать отдельно: он говорил мало, но всегда по делу. Замечал мелкие недостатки и безошибочно советовал, как их надо исправить – что подкрутить в мотоцикле или как правильнее им управлять. Так, буквально по крупицам, он помогал нам совершенствоваться. Эти мелкие подсказки давали очень большой эффект.

ТРАВМЫ И ГАРЕВЫЕ ГОНКИ

  - Первый мой выезд на соревнования за рубеж был неудачным: гонки во Франции закончились для меня переломом ключицы. Если говорить вообще о моих травмах, то всякого рода царапины и порезы рук и ног вообще не поддаются исчислению. А что касается серьезных повреждений… Помимо ключицы, было дело, «вылетало» плечо, отросток шейного позвонка ломал, но это не помешало мне поехать на соревнования и даже выиграть один из своих чемпионатов мира.

   Еще ломал бедро в гонках на гаревых дорожках на 1100 метров во время чемпионата мира. Попытался обогнать итальянца, а мне на защиту шлема попало большое количество грязи из-под колес его мотоцикла. Я вовремя не успел содрать один из слоев защитной пленки на забрале, и поэтому фактически вошел в поворот вслепую, по памяти вспоминал, где же там была ямка. Пытаясь обогнуть ее, выехал по слишком большому радиусу и на полной скорости улетел в деревянный забор. Итог – перелом бедра, с которым я месяц пролежал в госпитале в Югославии.

Тогда Айвен Мейджер (многократный чемпион мира по гаревым гонкам. – Прим. CSKA.ru) был настолько удивлен и восхищен моим стилем езды, порой безрассудной – полный газ в поворотах, наклон мотоцикла как в спидвее, – что даже предлагал мне помощь в получении запчастей. Он просто не знал, что такой стиль я выбрал отчасти вынужденно: у моего мотоцикла был более слабый мотор, и таким образом я старался сократить отставание.

НОВЫЙ КОРОЛЬ ЛЕДОВОГО СПИДВЕЯ

   Прославиться Сергею Александровичу суждено было в гонках ледового спидвея:

  - Обычно мы гонялись вместе с Гапдрахманом Кадыровым, шестикратным чемпионом мира. Обычно он пристраивался за мной и в конце концов обгонял. Но однажды получилось наоборот, и тогда после заезда он подарил мне свои итальянские мотоботы, комбинезон, и сказал: «Молодец, Серега! Мне пора заканчивать, но ты все равно не станешь шестикратным чемпионом». Я ему не верил. В 1974 году я уже был чемпионом СССР, чемпионом России в классе 500 см3. Был уверен, что смогу выиграть и мировое первенство. Но на первом своем чемпионате мира я стал лишь четвертым, проиграв по собственной неопытности. Хотя это только подхлестнуло меня, заставило улучшить свою подготовку к следующему такому турниру.

   1975 год. Финал чемпионата мира проходил в Москве, на стадионе «Динамо». Страна-организатор имела право выставить одного участника сразу в финальные заезды, и я, как чемпион СССР, попросил это место, чтобы не ездить за границу на полуфиналы. В Союзе была другая конструкция трасс: у нас были дорожки с правильным радиусом, более скоростные, а лед более жесткий, так что участие в полуфиналах за границей потребовало бы перестроить технику управления мотоциклом…

   Гонки проходили 22 и 23 февраля. Красочная церемония открытия. На трибунах тысячи зрителей. В первый день чемпионата Сергей выиграл все пять заездов. По пятам шли Владимир Цыбров и Сергей Казаков из Владивостока. Судьба чемпионской медали решалась на вторые сутки. На сей раз Тарабанько не допустил ошибок и добился цели — выиграл свой первый титул чемпиона мира. Первый из семи! В дальнейшем Сергей Александрович стал чемпионом мира по мотогонкам на льду в командном зачете (1979-1981) и в личном первенстве (1975-1978). Кроме того, он четырехкратный чемпион СССР в индивидуальном зачете (1970, 1975-1977) и еще одно союзное золото завоевал в командном турнире (1974).

  - Вообще я был этаким штатным гонщиком завода «Ява»: каждый год бесплатно получал новый мотоцикл и запасной двигатель, также со мной везде ездил заводской механик. Когда я четвертый раз стал чемпионом мира, чехи подарили мне «Жигули» шестой модели, на что я им в шутку сказал: «Давайте я вам денег доплачу, а вы мне «Мерседес» подарите!..».

ПОБЕДЫ В РОССИИ ДАВАЛИСЬ ТРУДНЕЕ

   В СССР чемпионаты по мотоциклетным гонкам на льду проводились в четырех классах — 125, 175, 350 и 500 см3. В этом виде спорта существовала преемственность и массовость. Спортсмены, шедшие вверх по классам, создавали серьезную конкуренцию уже выступавшим там гонщикам. Сам Сергей Тарабанько говорит по этому поводу следующее:
- Если говорить о трудности побед, то хочу сказать, что большим достижением считалась победа даже не в чемпионате СССР, а именно в чемпионате России (в котором не участвовали представители Москвы и союзных республик. - Прим. CSKA.ru). Здесь собирались все основные гонщики, весь «накатанный» народ, так что выиграть первенство России порой было даже сложнее, чем чемпионат мира! Например, на российский турнир могло приехать порядка 16 равных и очень сильных гонщиков, а на «мире» их обычно собиралось не больше шести.

ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ РОЛИ

  - После второго титула чемпиона мира я немного остепенился. Совершенствовал свое вождение, хотел научиться ездить, не закрывая газ. На льду это возможно – заставляя мотоцикл «поплыть» немножко, развернув его, входя в поворот. В Новосибирске на треке я уже научился проходить стартовый поворот, не сбрасывая газ.

   В 1977 году переехал из Новосибирска в Москву и стал в ЦСКА инструктором по мотоспорту. С этого момента меня как гонщика подкосило. В это время произошли перемены в руководстве сборной. Нас стали отправлять на сборы в Воркуту, Инту, а там световой день всего по 3 часа, и накататься вволю не получалось. Тренировки были ограничены по времени, а сверхурочно тоже не получалось оставаться – нас постоянно возили по предприятиям: то на шахту, то на никелевый завод... По утрам там была зарядка, правда не понимаю, зачем мотогонщику бегать в минус 30. Требовали от нас и результатов, но что можно показать, когда тренировок на мотоцикле почти не было?

   В Москве я совсем растерял кондиции – тренироваться здесь было сложнее, поэтому сосредоточился на карьере тренера. Году в 1983-1984-м мы умудрились бочкой, привязанной к «УАЗику», залить лед на Песчанке. Благодаря этому смогли тренироваться вволю, и результаты пришли почти сразу: мои ученики Виталий Русских и Александр Московко стали соответственно призером чемпионата мира и призером чемпионата СССР.

«НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ ЛЕЗТЬ В ПОЛИТИКУ»

   Сегодня Сергей Александрович – первый вице-президент Национальной Российской мотоциклетной федерации. Хотя когда Советский Союз только-только распался, Тарабанько не принял принципы работы в Мотоциклетной Федерации России. А вот приглашение Григория Шулика в альтернативную Национальную Федерацию принял с удовольствием.

  - На меня возложили обязанности лоббировать наши интересы. Пришлось этим заниматься, потому что я радею за свой вид спорта. Я стараюсь посещать мотоциклетные соревнования по всей России и помогать перспективным спортсменам участвовать в международных стартах. Однако я все же сторонник того, чтобы была одна, единая Федерация, а уж кто ей будет руководить – не мое дело. Я не могу и не хочу лезть в политику, у меня есть чем заняться помимо этого. Вот, к примеру, спортсмены-«ледовики» сейчас очень мало тренируются, да и вообще весь спорт все походит на шоу, нацелен на зрителя, на «показуху», а труда осмысленного, ежедневного и отработки элементов становится меньше. Если говорить о кроссе, как азбуке мотоциклетного спорта, то даже в нашей мотокоманде сейчас всего лишь один мотоциклист, и результаты у России в целом значительно снизились. На льду хотя бы пока не утратили позиций… 

МОЙ ДРУГ ВЯЧЕСЛАВ ФЕТИСОВ 

  - С Вячеславом Фетисовым я близко познакомился, когда он попал в опалу. Его не пускали на тренировки, и он готовился улететь из Союза за океан, в Америку. К нам в команду приезжал, и мы помогали ему с ремонтом его «Мерседеса». Помню, у него отвалился глушитель, так мы, недолго думая, машину на бок поставили, положив на запаску. В этот момент Вячеслав чуть сознание не потерял: как так, «Мерседес» – и на бок заваливать?!.. Мы же спокойно все сделали – где надо, заварили.

   Еще порой мы менялись машинами: Фетисов брал мою «восьмерку», а мне давал «Мерседес». Правда, случалось это, когда его машину надо было в сервис, например, отвезти. Часто с ним ездили на хоккей, но когда подходили журналисты, я предпочитал отойти в сторонку.

   Незадолго до отъезда Слава снова заехал к нам и попросил попробовать проехаться на мотоцикле. Дали ему кроссовый мотоцикл «Каджива». Кто ж знал, что Вячеслав с непривычки резко бросит сцепление, и мотоцикл, встав на заднее колесо, рванет с места? Мы с ужасом наблюдали, как Фетисов падает с «Кадживы» и неслабо ударяется о землю… Слава Богу, обошлось без серьезных травм, хотя супруга Вячеслава на следующий день спрашивала у нас, как это он так умудрился? Этот казус случился ровно за два дня до отъезда Фетисова за океан…

   Сейчас у него много работы – глава Росспорта все-таки, поэтому без причины я стараюсь его не тревожить. Помню один раз, когда он только что занял свою нынешнюю должность, я к нему приходил с просьбой помочь решить некоторые проблемы нашей Федерации.

ТАРАБАНЬКО И ОЛИМПИАДА

   Как известно, мотоциклетный спорт не является олимпийским видом, но Сергей Александрович все же сумел своими глазами увидеть, что такое Олимпиада:

  - В 1988 году мне довелось побывать на Олимпийских Играх в Калгари. Водителя тогдашнего президента НОК СССР Марата Владимировича Грамова по какой-то причине не пустили в Канаду. Мне позвонили и спросили, свободен ли я? Я ответил, что свободен. Меня в течение двух дней снарядили и отправили в Канаду. Там мы сначала получили маленький «Шевроле», но перед приездом Грамова я лично выбрал большой «Олдс Мобил» – с маленьким пробегом, но с треснутым стеклом, нам его поменяли. Так я всю Олимпиаду и проездил, будучи водителем главы советской делегации.

   Если говорить об Олимпиадах в целом, то Сергей Александрович всегда выступал за то, чтобы технические виды воспринимали, по крайней мере, так же как и олимпийские:

  - Я бы даже сказал, технические виды важнее для жизни. Они дают спортсменам больше навыков, знаний и возможностей. Ведь спортсмен в этом случае еще и механик, столяр, слесарь, токарь, фрезеровщик, сварщик.... А вот физический труд, нагрузки, травматизм – тут все похоже. Мы часто брали людей в нашу команду буквально с улицы, из детских комнат милиции. Нам удавалась их воспитывать, они часто с усердием втягивались в процесс и вырастали нормальными людьми. В этом плане технические виды спорта приносят даже больше пользы.

ПОПУЛЯРНОСТЬ И ЕЕ ОБРАТНАЯ СТОРОНА

   Стоит ли говорить, что в родном Ангарске, Новосибирске, да и вообще по всей стране Сергей Александрович был известен, узнаваем и популярен. С одной стороны, он мог этим гордиться, с другой – это доставляло некоторые проблемы. Какие? Вот что рассказывает Сергей Тарабанько:

  - В Новосибирске меня часто узнавали на улицах, да и вообще мое имя было на слуху. В меня играли даже дети! Один считал себя Тарабанько, другой – Пазниковым, и они соревновались друг с другом на улице в догонялки. Такое я видел своими глазами!

   Знаю случаи, что в Чите в троллейбусах люди представлялись моим именем. Потом другие люди ходили и хвастались, что ехали в одном троллейбусе с Тарабанько. Хотя ни в каком троллейбусе я и не ездил. Зачем им это было надо, я не знаю. Может, таким образом они ездили бесплатно?

   Совсем неприятен другой случай: меня как-то спросили, почему я взял и не вернул деньги председателю обкома партии в Черкесске. Но я ведь никогда в жизни не был в этом городе! Как оказалось, к председателю пришел человек, сказал, что он – Тарабанько, участвовал в гаревых гонках, получил травму, попал в больницу. Пока лечился, команда уехала, и теперь он хочет взять денег на билет, чтобы догнать ее... Конечно, люди потом разобрались, что это был не я, но осадок-то остался! 

ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ... 

  - В молодые годы, когда я только перебрался из Читы в Новосибирск, с Володей Пазниковым часто выбирались на природу, например, на Первое мая. Здесь же, в Москве, как-то не получается: то туда надо успеть, то сюда. Если уж и выбираюсь куда-нибудь, то на соревнования, но от этого получаю моральное удовлетворение, совмещаю таким образом работу и отдых. Я сейчас даже и не вспомню, когда последний раз был в отпуске... 

 

gp-smak.ru

МИ В СОЦІАЛЬНИХ МЕРЕЖАХ:

vk.com/speedway24

facebook.com/speedway24.at.ua

Категорія: Історія спідвею | Додав: jktu86 | Теги: спідвей, Сергій Тарабанько
Переглядів: 381 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
avatar
Вхід на сайт
Ваша Реклама
ПАРТНЕР
Друзі
Друзі