... Он практически всю свою жизнь посвятил мотоспорту. Именно благодаря этому о династии Лятосинских знают практически во всей Европе, а, возможно, и в мире. Сегодня наш сайт начинает серию рассказов об одном из наиболее известных гонщиков, а потом и тренеров Украины и бывшего СССР - Сергее Викторовиче Лятосинском...
Сергей Викторович Лятосинский – вице-президент Федерации мотоспорта Украины, заслуженний тренер Украины, тренер-преподаватель по спидвею Учебно-спортивной базы летних видов спорта, член сборной СССР, чемпион Украины, человек, большая часть жизни которого связана с мотоспортом и со спидвеем.
Достижения в спидвее:
- 5-кратный чемпион Украины;
- 2-кратный призер чемпионатов СССР;
- член сборной команды СССР (1962-1971г.г.)
- тренер сборной СССР (1972-1991г.г.)
- главный тренер сборной команды Украины (с 1968г.)
- судья международной категории;
- вице-президент Мотоциклетной Ассоциации Среднеевропейских стран;
- член Трековой Комиссии FIM-Europe
Неизвестное об известном
Находясь много десятилетий на виду у мотоспортивной общественности, Сергей Викторович умудрился оставаться практически неизвестным не только широкому кругу болельщиков, но и знатокам спидвея. Спокойствие и уверенность в себе, четкое представление о пути к намеченной цели, отсутствие суетливости органично сочетаются в нем со скромностью. А ведь даже части того, чего достиг Лятосинский, иному дало бы повод постоянно ходить с гордо поднятой головой. Чтобы не быть голословным, проследим основные вехи жизненного пути вице-президента ФМУ. Все началось с того, что в боях за Одессу в начале октября 1941 года одессит Виктор Казимирович Лятосинский, которому было всего 18 лет, получил тяжелые ранения и попал в военный госпиталь, где ухаживала за ним 16-летняя медсестра Любовь Михайловна Яворская. Вскоре началась оккупация Одессы, и лечение было продолжено на квартире родителей Виктора. Вполне естественное развитие взаимоотношений между молодыми людьми в конечном итоге привело к появлению на свет 5 апреля 1943 года героя нашего рассказа. Если мы теперь перенесемся в середину 50-х годов, то увидим, что семья Лятосинских живет в Одессе на улице Заславского в непосредственной близости от автомотоклуба. А для Одессы мотогонки - это история. На одесском ипподроме еще в дореволюционные времена гонялся на мотоцикле прославленный русский летчик Сергей Уточкин.
Сергей Лятосинский в юношестве успел попробовать себя в различных видах спорта, даже играл в юношеской футбольной команде «Локомотив». Но, получив в 16 лет права, сразу же отправился в мотоклуб, где ему тут же выдали мотоцикл. Правда, в виде груды металлолома. Обучать новичка взялся Леня Дробязко, который был старше Лятосинского на семь лет. Ученик оказался талантливым механиком, и вскоре уже сопровождал популярного Дробязко на всех соревнованиях. Нетрудно заметить, что произошло это в том самом 1959 году, когда в Уфе состоялся первый чемпионат СССР по спидвею, в котором Дробязкозанял третье место. А незадолго до этого, опять же на том самом уфимском стадионе «Динамо», стал первым советским гонщиком, которому удалось попасть в призовую тройку на международных соревнованиях по спидвею. Механичая у Дробязко, Лятосинский начал тренироваться в мотокроссе. И весной следующего года вышел на свой первый старт.
Сергей Лятосинский: - «Это был мотокросс, который проводился 13 марта 1960 года в городе Одессе - в нем принимали участие спортсмены городов Одессы, Херсона, Николаева и Кишинева. Я занял тогда 3-е место среди юношей. А 10 апреля, на первенстве шести областей и Молдавской ССР, я среди юношей был первым».
Все началось... в Уфе
Способности у парня были, и их надо было развивать. В Одессе же спидвей, после премьеры в апреле 1959 года, больше не появился. И вот в конце 1960 года Леонид Дробязко по приглашению отца башкирского мотоспорта А.Л. Балабана отправился в Уфу, а с ним – и его верный механик Сергей Лятосинский. Родителям он сказал, что едет в Уфу поступать в институт.
Теперь внимание, самый важный момент. Оказывается, один из лучших гонщиков Украины, сделал свои первые шаги в спидвее… в Уфе - городе, в котором ему было суждено прожить два года. В 1961-м Лятосинский дебютировал в соревнованиях по спидвею на стадионе «Труд», а в 1962-м уже успешно выступал за уфимскую команду «Комета» в первом лично-командном чемпионате СССР: стал по результативности 20-м гонщиком чемпионата, оставив позади 71 участника! Но в Уфе было тесно даже местным гонщикам, а тут на карте Украины появилась еще одна спидвейная точка – Львов. И пришло время служить Родине.
Чемпион Советской Армии
На службу в СКА (Львов) и отправился Сергей Лятосинский, а весной 1963 года опробовал гаревую дорожку местного армейского стадиона. Увы, на одной из тренировок он получил травму колена, и о том, чтобы попасть в главную команду, уже не было речи. Выступал в командном чемпионате СССР в составе команды СКА-2, которая заняла 7-е место. А первая команда завоевала звание чемпиона СССР, опередив уфимскую «Башкирию».
Сергей Лятосинский: «В составе команды СКА-1 я выступал с 1964 года, - рассказывает Сергей Викторович. - Мы заняли в 1964 году 3-е место, в 1966 году – 2-е. В 1965 году чемпионат СССР среди клубных команд не закончился, но на Спартакиаде народов СССР мы с Геной Куриленко в составе сборной Украины заняли 2-е место. В 1967 году на Спартакиаде, также в составе сборной Украины, у меня 3-е место».
Некоторое уточнение: в 1965 году командное первенство Спартакиады было одновременно командным чемпионатом СССР среди союзных республик, Москвы и Ленинграда. Проходили соревнования во Львовепо личной таблице 16х20, но с командным зачетом. В пяти заездах Куриленко набрал 13 очков, Лятосинский – 10. Запасной Константин Крышталь (из чемпионского состава СКА 1963 года) ни разу не стартовал. В первом Кубке СССР, финал которого проходил в Уфе в 1966 году, в составе команды СКА-1 Сергей Лятосинский занял второе место и опередил своего учителя Л. Дробязко, который к тому времени уже вернулся на Украину и выступал за ровенскую «Радугу». В 1965 году во Львове был проведен первый чемпионат Вооруженных Сил СССР по спидвею. Сергей Лятосинский снова занял второе место, проиграл только Геннадию Куриленко. А в 1966 и 1967 годах, когда отслуживший друг уехал в Уфу, он дважды становился чемпионом Вооруженных Сил СССР. В чемпионатах Украины по спидвею занимал следующие места: 1965 год – 3-е, 1966 – 3-е, 1967 – 1-е, 1968 год – 2-е. 1967 год был особенно удачным для Сергея Лятосинского. Кроме титула чемпиона Украины и командной бронзы Спартакиады народов СССР, он принес 24-летнему спортсмену третье место в континентальном четвертьфинале личного чемпионата мира в Мариборе (Югославия), а также девятое – в Золотом шлеме Чехословакии в Пардубице. Здесь давайте сделаем небольшое, отнюдь не лирическое отступление. Всю свою спидвейную жизнь Сергей Лятосинский вел своеобразные дневники – блокноты, в которых записаны все даты проведенных им гонок, названия, статус и занятые места. Поэтому, подводя итог своей гоночной карьере спидвеиста, он смог уверенно констатировать:
- «За свою спортивную карьеру я принял участие в 253 соревнованиях (если гонки, которые проводились в два дня, считать за отдельное соревнование). За время выступлений побеждал более чем в 10 различных соревнованиях, в том числе в трех международных. О призовых местах не говорю».
30 лучших
И все-таки, для дотошных историков спидвея Сергей Викторович сделал выборку 30 самых значимых для себя результатов за период с 1964 по 1967 год (разумеется, кроме тех, что были указаны выше).
1. 24 мая 1964 года – г.Червоноград - гонки на приз открытия мототрека – 1-е место.
2. 21 июня 1964 года – г.Даугавпилс - матчевая встреча - 1-е место.
3. 28 июня 1964 года – г.Червоноград - матчевая встреча - 1-е место.
4. 20-21 июля 1964 года – г.Львов - I-й этап первенства Советского Союза - 1-й день - 2-е место, 2-й день - 3-е место.
5. 7-8 августа 1964 года – г.Уфа - II-й этап первенства Советского Союза - 1-й день - 1-е место.
6. 15-16 августа 1964 года – г.Ленинград - IV-й этап первенства Советского Союза 1-й день 2-е место, 2-й день - 1-е место.
7. 15-16 мая 1965 года – г.Львов - гонки на приз Львовского обкома комсомола – 1-е место.
8. 25 мая 1965 года – г. Ровно - международная встреча СССР - Польша - 3-е место.
9. 30 мая 1965 года – г. Ровно - международная встреча СССР - Чехословакия - 3-е место.
10. 10 июня 1965 года – г. Львов - матчевая встреча сильнейших гощиков СССР - 2-е место.
11. 3 августа 1965 года – г. Львов -1/4 финала личного первенства СССР - 1-е место.
12. 8 августа 1965 года – г. Ровно -1/2 финала личного первенства СССР - 2-е место.
13. 5 сентября 1965 года – г. Львов - гонки посвященные дню танкиста - 1-е место.
14. 19 сентября 1965 года – г.Прага - международная встреча Чехословакия - Польша - ГДР - Австрия и СССР - 2-е место.
15. 2-3 октября 1965 года – г.Даугавпилс - международная встреча СССР - Польша - 1-е место.
16. 10 октября 1965 года – г.Ленинград - международная встреча СССР - Польша - 4-е место.
17. 30-31 октября 1965 года – г.Даугавпилс - гонки на приз закрытия сезона - 2-е место.
18. 2-3 апреля 1966 года – г.Ереван - гонки сильнейших гонщиков СССР - 2-й день - 1-е место.
19. 9-10 апреля 1966 года – г.Львов - гонки на приз открытия сезона - 2-й день -2-е место.
20. 13 мая 1966 года – г.Гюстров (ГДР) - международная встреча - 3-е место.
21. 25 мая 1966 года – г.Владивосток - гонки на личное первенство - 1-е место.
22. 25 июля 1966 года – г.Червоноград - гонки на личное первенство - 3-е место.
23. 3-4 августа 1966 года – г.Ленинград - 1/2 личного первенства СССР - 2-й день - 2-е место.
24. 16 августа 1966 года – г.Червоноград - международная встреча СССР - ГДР - 1-е место.
25. 23 сентября 1966 года – г.Даугавпилс - гонки на личное первенство - 1-е место.
26. 8-9 апреля 1967 года – г.Ереван - гонки сильнейших гонщиков СССР - 1-й день - 2-е место, 2-й день - 1-е место.
27. 21 апреля 1967 года – г.Ровно - 1/2 лично-командного первенства Украины - 1-е место.
28. 1 мая 1967 года – г.Цирквеница (Югославия) - международная встреча - Югославия-Болгария-Австрия-ГДР-Венгрии и СССР - 2-е место.
29. 9 мая 1967 года – г.Кршко (Югославия) - международная встреча Югославия-ГДР-Венгрия-Чехословакия-Болгария-Австрия и СССР - 3-е место.
30. 27-28 мая 1967 года – г.Кадиевка - международная встреча СССР - Чехословакия - 3-е место.
Продолжение следует...
nsblvs.org
О.Кульбаченко
МИ В СОЦІАЛЬНИХ МЕРЕЖАХ:
vk.com/speedway24
facebook.com/speedway24.at.ua
|